Белорусской Православной Церкви

(Белорусского Экзархата Московского Патриархата)

Белорусской Православной Церкви

(Белорусского Экзархата Московского Патриархата)

Обращение архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана к участникам диалоговой площадки

Приветствую всех участников диалоговой площадки, посвящённой работе ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Начать хотелось бы словами Священного Писания: «Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Всякая воспитательная деятельность без духовного основания подобна дому на песке. Наш труд должен иметь прочный фундамент — веру и стремление к Истине.

В методических рекомендациях на 2025–2026 учебный год духовно-нравственное и патриотическое воспитание названо приоритетной задачей. Первый Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Филарет говорил: «Без духовного начала образование превращается в простое обучение, воспитание — в дрессуру, а человек — в исполнителя, а не творца».

Сегодня на территории Гомельской области действует  13 ресурсных центров, ежегодно проводятся Покровские образовательные чтения, реализуются инновационные проекты, просветительские и воспитательные инициативы – это результат сотрудничества Министерства образования в лице главного управления образования Гомельского облисполкома и Белорусской Православной Церкви. Но при всех достижениях есть некоторые моменты, на которые важно обратить наше внимание и обсудить их:

  1. Размывание границ в термине «духовность».

Христианские традиции часто подменяются элементами народного фольклора или языческими обрядами под видом «народного наследия». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегал: «Истинная вера есть свет, освещающий разум; ложные верования — это дым, застилающий взор души».

Мы не отвергаем народную культуру — в ней есть подлинные духовные ценности. Но нужно различать: что в ней христианское, а что языческое. Святитель Николай Сербский учит: «Христианство не отменяет национальность, но очищает и возвышает её».

Задача ресурсных центров — беречь духовную идентичность белорусского народа, которая веками формировалась на православных основах. Каждый праздник, каждая форма работы должны иметь Евангельское содержание, а не подменять его фольклорными образами.

  • Вторая задача: преодоление разрыва преемственности.

Святитель Феофан Затворник добавляет: «Христианское воспитание должно начинаться с первых дней жизни дитяти и продолжаться непрерывно до возмужалости».

В нашем регионе есть достойные примеры работы дошкольных учреждений образования по духовно-нравственному воспитанию, но их работа часто зависит от личности заведующего или конкретного педагога, понимающего значимость данной работы. Очевидно, что детских садов, работающих над формированием у дошкольников духовно-нравственной культуры на православных традициях белорусского народа, может быть гораздо больше, и иметь продолжение в начальной школе.

Нам нужна непрерывная цепь духовного воспитания — от детского сада до выпускного класса, чтобы ребенок не терял главных духовных ориентиров, но укреплял их на каждом этапе.

  • Третья задача: усовершенствование факультативной формы работы.

Факультативная деятельность, вокруг которой сосредотачивается сотрудничество школы и Церкви безусловно полезна, но её добровольный характер делает духовное воспитание периферийным, а не центральным в образовании.

Но как воспринимается наставление, если оно необязательно? Духовное воспитание не есть приложение к образованию, а его душа и смысл.

Детская душа нуждается в постоянном духовном окормлении, которое не может быть случайным. Ресурсные центры способны помочь сделать эти факультативы органической частью образовательной системы, обеспечить школы методической поддержкой и учебными материалами.

  • Четвертое — проблема смешивания духовно-патриотического и военно-патриотического направления в воспитательном процессе — размывается специфика каждого направления, что приводит к поверхностному подходу затрагиваемых сфер воспитательного процесса.

Патриотическое воспитание начинает ассоциироваться только с военной службой, игнорируя другие формы служения Родине, такие как наука, искусство, образование, социальная работа.

Эффективная воспитательная стратегия должна различать эти направления и применять их соответственно возрасту, контексту и целям образования.

Несмотря на обозначенные вопросы, с благодарностью спешу отметить многолетнее плодотворное сотрудничество наших педагогов и священнослужителей. Духовные встречи, семинары, благотворительные проекты, работа с семьями — всё это реальные плоды нашей общей заботы о детях.

Отдельно хочется поблагодарить Гомельский областной институт развития образования, который долгие годы проводит курсы по подготовке профильных преподавателей по духовно-нравственному направлению.

 «Ибо мы — соработники у Бога» — наши усилия плодотворны, когда педагог и священник чувствуют себя сотрудниками в деле воспитания душ подрастающего поколения.

Мы призваны выстроить свою работу на прочном основании, и этот незыблемый фундамент есть Христос. Только на Нём можем построить прочное здание духовно-нравственного воспитания. Святитель Иоанн Златоуст говорил просто: «Научим детей любить Бога, и они научатся любить все доброе».

Желаю плодотворной работы на диалоговой площадке, обмена опытом и конструктивных решений. Пусть Господь укрепит вас в служении, даруя мудрость и терпение, чтобы ресурсные центры стали источниками света для подрастающего поколения.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print