
Ваше Высокопреосвященство, Владыка Стефан, уважаемые Ирина Анатольевна, все участники диалоговой площадки! Сегодня вы собрались на благословенной Гомельской земле чтобы обсудить вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей стране.
Эта земля подарила нам великих святых молитвенников перед престолом Божьим: святителей Кирилла и Лаврентия Туровских, праведного Иоанна Кормянского, преподобную Манефу Гомельскую. Полагаю, что и обратиться к теме сегодняшней встречи уместно, опираясь на их жизнь, служение и духовный подвиг.
Святитель Кирилл Туровский известен далеко за пределами нашей земли как учитель, проповедник. Своей жизнью и красноречием он являл красоту духовной жизни, с любовью приводя на этот путь своих современников.
Из жития праведного Иоанна Кормянского мы знаем, что он часто повторял слова апостола Иакова «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20). Так и о нравственности можно говорить тогда, когда она опирается на дела, а не только на слова. Потому и духовное-нравственное воспитание должно сопровождать все сферы жизни ребенка, затрагивая деликатно, с заботой и вниманием струны его души, формируя творческие способности, правильное отношение к общественно-полезному труду, основанное надобром примере.
Не менее значимым является воспитание в детях чувства прекрасного, их эстетическое развитие. Познание красоты и гармонии окружающего мира возводит душу ребенка к Мироздателю — источнику всякой красоты, учит добру, способностивидеть в каждом человеке образ Божий.
По слову апостола Павла, «всякое Отечество, на небесах и на земле… » именуется от Отца нашего небесного (Еф. 3:15). Так и патриотическое воспитание, истинная любовь к своей Родине должны приобретать основу в духовно-нравственном просвещении, помогая установить на основе наших традиционных ценностей глубокую духовную связь с землей, на которой человек родился, с людьми, которые на ней живут и трудятся ради его счастливого будущего.
Важно также отметить, что работа ресурсных центров должна охватывать весь период становления личности. Ведь пропуская в процессе воспитания нравственности дошкольный возраст и начальную школу, в последующем доводится порой заниматься не воспитанием, а уже перевоспитанием молодого человека, что значительно сложнее. Завершая нашу работу 9-ым классом, оставляя 10-11 классы на усиленную подготовку к поступлению в вуз, мы лишаем молодого гражданина должного внимания в один из непростых периодов его жизни — времени самоопределения, построения планов на будущее. Полагаю, что эта тема тюке заслуживает внимания и обсуждения.
Дорогие участники сегодняшней встречи! Желаю вам открытого, конструктивного и плодотворного диалога о путях воспитания подрастающего поколения, во благо Гомельщины и всего нашего Отечества!
Благословение Божие по молитвам святых Гомельской земли да пребудет со всеми вами!
ВЕНИАМИН,
митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси