История Иверской иконы Божией Матери уходит корнями в глубокую древность. Время её появления связано с Афоном, священной горой, избранной Пречистой Матерью Божией. Икона получила своё имя от Иверского монастыря на Афоне, куда, по преданию, она была принесена чудесным образом. Согласно святому преданию, во время иконоборческой ереси в IX веке некая благочестивая вдовица из Нике́и, спасая святой образ от поругания, пустила его в море. Икона, стоя прямо на волнах, достигла берегов Афона. Братья обители, увидев необычное явление, в молитве взывали к Богородице, и тогда один из монахов по имени Гавриил прошёл по воде как по суше и с благоговением принёс икону в монастырь.
Именно с тех пор икона стала называться «Вратарница» или «Портаитисса», поскольку, согласно воле самой Богородицы, она не должна была находиться внутри храма, но быть поставлена над вратами монастыря, дабы свидетельствовать, что Пречистая Сама является стражем и заступницей обители.
Много поколений афонских монахов прикладывались к этой иконе, множество чудес происходило от неё. И не только монахи — паломники из самых дальних стран приходили к Её образу, прося покрова, исцеления и укрепления в вере.
История Иверской иконы Божией Матери и Ее слава распространилась по всей Руси благодаря паломникам, которые свидетельствовали о чудотворном образе. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Пахомию из Иверского Афонского монастыря с просьбой прислать список чудотворных икон Пресвятой Богородицы, включая Иверскую икону.
Пахомий, приехавший в Москву за милостыней для афонских обителей, понимал важность этого запроса и обратился к афонскому иноку по имени Иамвлих. Иамвлих, будучи благочестивым и талантливым художником, написал копию Иверской иконы, чтобы она могла быть привезена в Москву. После года работы Иамвлих завершил свою копию иконы, и вместе с афонскими монахами они отправились в путешествие в Москву. Великая святыня была торжественно встречена жителями столицы 13 октября 1648 года.
С тех пор и на протяжении веков Иверская икона была вратами духовными для жителей и гостей Москвы. К этой святыне подходили перед важными государственными событиями, перед отъездом, перед бракосочетанием и всяким началом. Никто не проходил мимо неё с равнодушием.