
Приветствую всех участников диалоговой площадки, посвящённой работе ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Начать хотелось бы словами Священного Писания: «Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Всякая воспитательная деятельность без духовного основания подобна дому на песке. Наш труд должен иметь прочный фундамент — веру и стремление к Истине.
В методических рекомендациях на 2025–2026 учебный год духовно-нравственное и патриотическое воспитание названо приоритетной задачей. Первый Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Филарет говорил: «Без духовного начала образование превращается в простое обучение, воспитание — в дрессуру, а человек — в исполнителя, а не творца».
Сегодня на территории Гомельской области действует 13 ресурсных центров, ежегодно проводятся Покровские образовательные чтения, реализуются инновационные проекты, просветительские и воспитательные инициативы – это результат сотрудничества Министерства образования в лице главного управления образования Гомельского облисполкома и Белорусской Православной Церкви. Но при всех достижениях есть некоторые моменты, на которые важно обратить наше внимание и обсудить их:
- Размывание границ в термине «духовность».
Христианские традиции часто подменяются элементами народного фольклора или языческими обрядами под видом «народного наследия». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегал: «Истинная вера есть свет, освещающий разум; ложные верования — это дым, застилающий взор души».
Мы не отвергаем народную культуру — в ней есть подлинные духовные ценности. Но нужно различать: что в ней христианское, а что языческое. Святитель Николай Сербский учит: «Христианство не отменяет национальность, но очищает и возвышает её».
Задача ресурсных центров — беречь духовную идентичность белорусского народа, которая веками формировалась на православных основах. Каждый праздник, каждая форма работы должны иметь Евангельское содержание, а не подменять его фольклорными образами.
- Вторая задача: преодоление разрыва преемственности.
Святитель Феофан Затворник добавляет: «Христианское воспитание должно начинаться с первых дней жизни дитяти и продолжаться непрерывно до возмужалости».
В нашем регионе есть достойные примеры работы дошкольных учреждений образования по духовно-нравственному воспитанию, но их работа часто зависит от личности заведующего или конкретного педагога, понимающего значимость данной работы. Очевидно, что детских садов, работающих над формированием у дошкольников духовно-нравственной культуры на православных традициях белорусского народа, может быть гораздо больше, и иметь продолжение в начальной школе.
Нам нужна непрерывная цепь духовного воспитания — от детского сада до выпускного класса, чтобы ребенок не терял главных духовных ориентиров, но укреплял их на каждом этапе.
- Третья задача: усовершенствование факультативной формы работы.
Факультативная деятельность, вокруг которой сосредотачивается сотрудничество школы и Церкви безусловно полезна, но её добровольный характер делает духовное воспитание периферийным, а не центральным в образовании.
Но как воспринимается наставление, если оно необязательно? Духовное воспитание не есть приложение к образованию, а его душа и смысл.
Детская душа нуждается в постоянном духовном окормлении, которое не может быть случайным. Ресурсные центры способны помочь сделать эти факультативы органической частью образовательной системы, обеспечить школы методической поддержкой и учебными материалами.
- Четвертое — проблема смешивания духовно-патриотического и военно-патриотического направления в воспитательном процессе — размывается специфика каждого направления, что приводит к поверхностному подходу затрагиваемых сфер воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание начинает ассоциироваться только с военной службой, игнорируя другие формы служения Родине, такие как наука, искусство, образование, социальная работа.
Эффективная воспитательная стратегия должна различать эти направления и применять их соответственно возрасту, контексту и целям образования.
Несмотря на обозначенные вопросы, с благодарностью спешу отметить многолетнее плодотворное сотрудничество наших педагогов и священнослужителей. Духовные встречи, семинары, благотворительные проекты, работа с семьями — всё это реальные плоды нашей общей заботы о детях.
Отдельно хочется поблагодарить Гомельский областной институт развития образования, который долгие годы проводит курсы по подготовке профильных преподавателей по духовно-нравственному направлению.
«Ибо мы — соработники у Бога» — наши усилия плодотворны, когда педагог и священник чувствуют себя сотрудниками в деле воспитания душ подрастающего поколения.
Мы призваны выстроить свою работу на прочном основании, и этот незыблемый фундамент есть Христос. Только на Нём можем построить прочное здание духовно-нравственного воспитания. Святитель Иоанн Златоуст говорил просто: «Научим детей любить Бога, и они научатся любить все доброе».
Желаю плодотворной работы на диалоговой площадке, обмена опытом и конструктивных решений. Пусть Господь укрепит вас в служении, даруя мудрость и терпение, чтобы ресурсные центры стали источниками света для подрастающего поколения.